Подготовка дошкольника к обучению начинается задолго до первого сентября. Весь период дошкольного возраста педагоги и родители развивают у детей познавательные процессы, совершенствуют навыки счета и закладывают основы элементарной грамотности. Подготовка первоклассника к школе проводится в разных направлениях: эмоциональная подготовка, интеллектуальная, физическая, социальная.
Интеллектуальная подготовка
Родители и педагоги чаще всего делают акцент в подготовке к школе на совершенствовании интеллектуальных знаний ребенка. Стандарт дошкольного детства предполагает обучение детей в детском саду счету в пределах первого десятка чисел, основам грамотности на уровне ознакомления со звуками и буквами родного языка, знакомство с художественными произведениями в соответствие с возрастом и умение ориентироваться в природной среде, выделяя растения, животных, неживые объекты. В зависимости от программы дошкольного учреждения, дети могут получать дополнительные знания по иностранному языку и информатике, экономике и экологии. Но важнее всего для будущего школьника – не количество знаний, а умение применять их на практике. Поэтому в процессе подготовки интеллекта, у детей развивают образное и логическое мышление, память и внимание.
Не менее чем за год до поступления в школу проводится несложный тест на выявление уровня готовности к школе. Его результаты укажут, какие навыки ребенка следует тренировать и упражнять больше всего:
- Первое тестовое задание – нарисовать мужчину. Навыки изобразительной деятельности в задании оцениваются менее всего, но у нарисованного человека должны быть отражены все части тела: голова, шея, уши, лицо, руки, ноги, туловище, пальцы на руках. Человек должен быть похож на мужчину, т.е. у него может быть военная форма, борода или усы, инструменты или оружие в руках, сильная спортивная фигура. Признаки определит сам ребенок и пояснит их словами. С помощью этого задания определяется уровень развития образного мышления, т.е. как ребенок может что-то представить и отразить на рисунке.
- Второе задание – скопировать текст, который в виде трех коротких слов написан на листке бумаги письменными буквами. Ребенку дается инструкция «срисовать» слова, т.к. писать он пока не умеет. Если ребенок все же владеет письмом и чтением, напишите текст на иностранном языке. После копирования попробуйте прочитать то, что написал ребенок. Если слова можно прочитать, и текст четко разделен на три части, ребенок легко будет справляться в школе с заданиями по копированию букв, цифр и других знаков при письме.
- Третье задание – по образцу изобразить 10 точек, которые расположены в виде квадрата со стороной в 3 точки и одной точкой вверху или внизу фигуры.